Урок № 19. Как работать в Excel

Урок № 19. Как работать в Excel

В продолжение 18 урока, я расскажу, как работать в Microsoft Excel, электронной таблице, входящей в пакет Microsoft Office.

Эти же принципы работы, которые мы рассмотрим здесь, подходят и для бесплатного пакета WPS Office, о котором говорилось в предыдущем уроке (если у Вас нет на компьютере пакета Microsoft Office).

На просторах интернета очень много сайтов посвященных работе в Microsoft Excel. Возможности электронных таблиц, к которым относится Excel, очень большие. Возможно поэтому, с выпуском в 1979 году первой такой программы, которая называлась VisiCalc, для микрокомпьютера Apple II, началось широкое использование их не только для развлечения, но и для практической работы с расчетами, формулами, финансами.

Для того, что бы начать первые шаги, чтобы понять принцип работы в Excel я и предлагаю этот урок.
Вы мне можете возразить – зачем мне Excel в домашних расчетах, достаточно стандартного калькулятора, который есть в ОС Windows. Если сложить два – три числа, я с Вами соглашусь. В чем же преимущество электронных таблиц, я Вам расскажу.

Если мы, вводя несколько чисел, на калькуляторе заметили ошибку, особенно в начале ввода, нам необходимо стереть все, что набрано до ошибки, и начать набор сначала. Здесь же мы можем исправить любое значение, не затрагивая другие, можно посчитать множество значений с одним коэффициентом, потом изменив только его, с другим. Надеюсь, я Вас убедил, что это очень интересная программа, с которой стоит познакомиться.

Запуск программы Microsoft Excel

Для запуска программы нажимаем кнопку – Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Excel (если у Вас бесплатный пакет WPS Office – Пуск – Все программы – WPS Office – WPS Spreadsheets).

img01
Для того, что бы увеличить изображение, щелкните на рисунке мышкой, возврат — еще один щелчок

Открывается окно программы рис.1. Так же как и Word можно выделить несколько областей – они помечены цифрами.

    1. Вкладки.
    2. Инструменты вкладки.
    3. Область навигации листа.
    4. Область формул.
    5. Колонки.
    6. Строки.
    7. Область разметки страницы.
    8. Масштаб изображения.
    9. Рабочая область листа.
    10. Область навигации книги.

Теперь немножко подробнее.

Excel называется электронной таблицей потому, что в своей основе это таблица с ячейками на пересечении колонок и строк. В каждой ячейке могут находиться различные данные. Формат данных может быть:

  • текстовый
  • числовой
  • денежный
  • даты
  • время
  • процентный
  • логические значения
  • формулы

Текст, как правило, необходим не для расчета, а для пользователя. Для того, что бы данные в ячейке стало текстовым, достаточно в начале строки поставить знак апострофа – ‘. То, что будет после апострофа, будет восприниматься как строка, либо выбрать формат ячейки “Текстовый”. Рис.2img02
Числа, это основной объект, над которыми производятся вычисления. рис.3img03
Дата и время – отображение даты и времени. Над датами можно производить вычисления. рис.4 (разные форматы отображения)img04
Логические значения могут принимать два значения – “Истина (True)” и “Ложь (False)”. При использовании в формулах, в зависимости от логического значения можно выполнять различные ветки вычислений. рис.5img05
Формулы в ячейках нужны непосредственно для вычислений. Как правило, в ячейке, где стоит формула, мы видим результат вычисления, саму формулу мы увидим в строке формул, когда мы стоим на этой ячейке. Начинается формула со знака ‘=’. Например, мы хотим сложить цифру в ячейке А1 с цифрой в ячейке В1 и результат поместить в ячейку С1. Пишем первое числа в ячейку А1, второе в В1, в ячейке С1 пишем формулу ”=A1+B1” (А и В на английской раскладке клавиатуры) и нажимаем . В ячейке С1 мы видим результат. Возвращаем курсор в ячейкуС1 и в строке формул мы видим формулу. Рис.6img06
По умолчанию формат ячеек является – общий, в зависимости от введенного значения программа пытается определить значение (кроме случаев, когда мы в начале поставили апостроф (‘) или равно (=)).

Цифрами 5 и 6 на рис.1 обозначены колонки и строки нашей таблицы. Каждая ячейка однозначно определена буквой колонки и цифрой строки. Курсор на рис.1 находится в левом верхнем углу в ячейке А1 (отображается в области навигации под цифрой 3), следующая вправо В1, а от А1 следующая вниз А2. рис.7img07

Пример работы в программе Microsoft Excel

Самый простой способ научиться работать в Excel – научится на примере. Посчитаем квартплату за месяц. Сразу скажу – пример условный, тарифы и объемы потребленных ресурсов условные.

Поставим курсор на колонку А, рис.8,img08 и щелкнем на ней левой кнопкой мышки. В открывшемся меню щелкнем на пункте “формат ячеек…”. В следующем открывшимся меню рис.9img09 на вкладке “Число” выбираем пункт “Текст”. В этой колонке будем писать название услуг.

Со второй строки пишем:
Электроэнергия
Холодная вода
Вывоз ТБО
Отопление

Надписи у нас заходят на колонку В. Ставим курсор на границу между колонками А и В, он превращается в черточку с двумя стрелочками влево и вправо. Нажимаем левую кнопку мышки и, перемещая границу вправо, увеличиваем ширину колонки А рис.10.img10
Встав курсором на колонку В, нажимаем левую кнопку мышки и, перемещая вправо, выделяем колонки B, C, D. Щелкнув на выделенной области правой кнопкой мышки рис.11,img11 в открывшемся меню, на вкладке “Число” выбираем формат “Числовой”.
В ячейке В1 пишем “Тариф”, в С1 “Объем”, D1 “Сумма” рис.12.img12
В ячейку В2, тарифа “Электроэнергия” заносим тариф, в ячейку С2 объем, число киловатт потребленной электроэнергии.
В В3 тариф за воду, в С3 объем, число кубометров потребленной воды.
В В4 тариф за вывоз ТБО, в С4, площадь квартиры (если тариф зависит от площади, либо число проживающих, если тариф от количества человек).
В В5 тариф за тепловую энергию, в В5, площадь квартиры (если тариф зависит от площади).
Становимся в ячейку D2 рис.13,img13 пишем формулу “=B2*C2” и нажимаем . В ячейке D2 появляется результат рис.14.img14 Возвращаемся в ячейку D2 рис.15.img15 Подводим курсор в правый нижний угол ячейки, где точка. Курсор превращается в крестик. Нажимаем левую кнопку мышки и тянем курсор вниз до ячейки D5. У нас копируются формулы из ячейки D2 до ячейки D5, и мы сразу же видим в них результат рис.16.img16 В ячейке D2 мы писали формулу “=B2*C2”, если мы станем в ячейку D3 рис.17,img17 то увидим, что при копировании в строке формул она изменилась на “=B3*C3”, в ячейке D4 ,будет формула ”=B4*C4”, в D5, “=B5*C5”. Это относительные ссылки, об абсолютных, немного попозже.

Мы писали формулу вручную. Я покажу еще один вариант введения формулы. Посчитаем итоговый результат. Ставим курсор в ячейку D6, для того что бы вставить туда формулу итога. В строке формул рис.18,img18 нажимаем левой кнопкой мышки на надписи функции, отмечена цифрой 1, в открывшимся меню выбираем функцию “СУММ”, отмечена цифрой 2, внизу (выделено цифрой 3) идет подсказка, что делает данная функция. Далее нажимаем “ОК”. Открывается окно аргументов функции рис.19,img19 где по умолчанию предлагается диапазон аргументов для суммирования (цифры 1, 2). Если диапазон нас устраивает, нажимаем “ОК”. В итоге получаем результат рис.20.img20
Можно сохранить книгу, под каким либо именем. В следующий раз, чтобы узнать сумму, достаточно открыть ее, ввести объемы потребления за следующий месяц, и мы сразу же получим результат.

Абсолютные и относительные ссылки

Что такое абсолютные и относительные ссылки. С относительными ссылками мы столкнулись в предыдущем примере. Когда мы копировали формулу, у нас адреса ячеек из формулы изменялись в соответствии с изменением строк. Записывается относительная ссылка так А1 или В5.

Теперь мы разберем еще один пример.

Наберем список фруктов, цена, вес, сумма, сумма со скидкой, сумма скидки, скидка.
Заполним таблицу рис.21.img21 Для суммы в колонке D наберем формулу суммы, и скопируем как в предыдущем примере. В ячейку С2 поставим скидку, предположим 15%. Теперь напишем формулу для суммы скидки в ячейку F2. Если мы напишем “=D2*G2”, то при копировании в 3 строке формул будет “=D3*G3”, а процент скидки находится в ячейке “G2”, а в ячейке “G3” пусто. Для того, что бы в формуле при копировании ссылка оставалась на ячейку “G2” и существует абсолютная адресация.

Для этого перед именем колонки и строки ставится знак доллара. Выглядит это вот так – “$G$2”. Попробуем написать так формулу “=D2*$G$2” и потом скопируем рис.22.img22 Поставим курсор в ячейку F3 (отмечено цифрой 1) рис.23,img23 в строке формул мы видим формулу “=D3*$G$2” (отмечено цифрой 2), т.е. то, что нам и необходимо. Ну и теперь мы можем написать формулу для суммы со скидкой “=D2-D2*$G$2” (цифра 2) рис.23.img23
Существует еще один вид ссылок – смешанные. Когда знак доллара стоит только перед именем столбца или только перед именем строки.

Маленькая хитрость. Иногда необходимо пронумеровать список в Microsoft Excel . Есть несколько способов это сделать. Я покажу один из них. Пусть у нас есть список рис.24.img26 Правой кнопкой мышки щелкаем по колонке А, в открывшимся меню выбираем пункт “Вставить”. Новую колонку выделяем рис.27 и ставим выравнивание посередине и выравнивание по центру. В ячейку А1 ставим цифру 1, в А2 ставим цифру 2. Выделяем две эти ячейки, становимся курсором в левый нижний угол рис.25img28 (на точку), курсор превращается в крестик, и тянем вниз до конца списка. Отпускаем кнопку мышки – список пронумерован рис.29img29

Этих данных достаточно, что бы начать работать в Microsoft Excel. В этом цель данного урока.

Видео по теме:

<<Назад. Урок № 18. Как работать в Word
>>Вперед. Урок № 20. Переводчик с английского на русский

Поделиться ссылкой:

Один комментарий на “Урок № 19. Как работать в Excel

Добавить комментарий для Смешной Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo